про психологию детей и подростков и помощь родителям







Тяжелая утрата близкого человека — помощь родителям и детям при переживании смерти

Как лучше всего помочь своему ребенку, когда умирает кто-то из его близких? Что делать, если и вы переживаете горе? Переживают ли дети утрату так же, как и взрослые? Как быть с совсем маленькими детьми? Что такое «нормальное горевание» у ребенка, и о чем вам следует помнить?

Вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту

Потеря близкого человека — это травмирующий опыт для всей семьи и вам не обязательно переживать его без помощи и поддержки. Обратитесь к терапевту, который сможет облегчить осмысление и принятие этого трагического момента и вам и вашему ребенку.

Мысли детей о смерти

В процессе своего нормального развития дети переживают многочисленные потери и разлуки. Это может включать смерть домашнего животного, которая может ощущаться как значительная утрата. Даже если дети не переживали тяжкие потери, они часто думают о смерти.

Это часть их здорового любопытства к жизни — как и мысли о своем теле, сексе или рождении.

Взрослым может быть трудно говорить о смерти из-за беспокойства по поводу собственной смертности или из-за страха расстроить других людей, но дети могут оказаться вполне готовыми и желающими поговорить о своих тревогах. Для ребенка важно чувствовать, что есть достаточно сильные взрослые, способные вынести все, о чем он хочет поговорить, ответить на его вопросы.

Действительно, готовность выслушать размышления, убеждения и страхи своего ребенка может стать самым полезным навыком для родителей и других важных взрослых в жизни ребенка — учителей, воспитателей и врачей общей практики.

Сообщение новости

Бывает очень трудно рассказать ребенку о смерти родителя, брата или сестры, близкого родственника или друга. Возможно, вы хотите защитить ребенка или считаете, что будет лучше, если он не узнает правду. Но дети быстро реагируют, когда их собственные наблюдения о важных вещах опровергаются. Заговор молчания не избавляет от боли — он приводит к недоумению и испугу.

Детям стоит рассказывать о смерти простыми словами, соответствующими их возрасту, чтобы они начали осознавать последствия и продолжали доверять вам как человеку, к которому можно обратиться.

Всем труднее, когда смерть внезапна. Если было время, в течение которого ребенка можно было подготовить к смерти, ему будет легче ее принять. Но это не избавляет от боли. Смерть — это всегда шок.

Религия

Религиозные верования часто включают в себя концепцию жизни после смерти. Это может быть утешением для ребенка, если вы действительно в это верите. Однако это не возмещает потерю любимого человека сейчас — в этой жизни — и не отвечает на вопросы о том, почему Бог забрал его, особенно если умерший был молод.

Реакция детей на смерть

Дети по-разному реагируют на смерть и умирание в зависимости от их возраста и опыта.

Не существует четких этапов, правильного порядка или определенного времени, в течение которого длится горе, поэтому постарайтесь не думать об этом с точки зрения «правильного способа» горевать.

Возраст ребенка влияет на то, как он может выражать свои чувства и какая поддержка ему нужна от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети не испытывали давления, заставляющего их демонстрировать более традиционные признаки горя, и чтобы им было позволено горевать по-своему и в свое время.

Родители должны быть готовы к тому, что маленькие дети могут впадать и выходить из состояния горя, что может шокировать и расстраивать скорбящего взрослого.

Они могут переходить от слез и страданий к требованиям еды и лакомств, что для взрослого очень трудно понять или на что может быть непросто отреагировать.

Они могут обращаться с просьбами, которые взрослому покажутся чрезвычайно бессердечными: «Бабушка умерла, можно мне взять ее голубое ожерелье?» «Можно мне спать в комнате Джона, раз он умер?».

Вам может помочь информация о некоторых довольно типичных реакциях, которые можно заметить.

Очень маленькие дети и младенцы

Если в жизни ребенка в возрасте до двух лет произошла значительная трагедия, он еще не может выразить свою утрату. Однако даже совсем маленькие дети и младенцы осознают, что люди, к которым они были привязаны, ушли, и начинают понимать, что они никогда не вернутся, и что смерть — это навсегда.

Для совсем маленьких детей, не умеющих говорить, смерть можно описать как безымянный страх и ужас. Вы знаете, как безутешно плачет младенец, если он чувствует себя в опасности, или если родитель выходит из комнаты, или оставляет его одного дольше, чем он может выдержать. Если любимый человек не возвращается никогда, маленькие дети начинают опасаться за свое выживание.

Взрослые обычно могут успокоить детей, если они сами не слишком расстроены.

Даже на самых маленьких детей влияет эмоциональное состояние родителей, а смерть в семье отражается на других членах семьи. Это может нарушить уход за ними, что оставляет свой след. Постарайтесь свести к минимуму другие неурядицы и перемены. Со временем, в условиях стабильного и любящего окружения, рана от утраты может быть до некоторой степени залечена.

Для ребенка и тех, кто о нем заботится, важно сохранить воспоминания об умершем человеке.

Когда ребенок вырастет, появится возможность лучше понять, что он пережил до того, как он научился говорить.

Маленькие дети

Дети в возрасте от двух до пяти лет начинают понимать, что смерть окончательна, и умерший человек не вернется. Им трудно признать это в полной мере, поскольку это угрожает безопасности их привычного безопасного мира. В глубине души любая слишком долгая разлука вызывает у них чувство

страх за собственное выживание.

В эти годы они формируют ряд очень важных привязанностей к взрослым и детям. Если их развитие шло нормально, у них сформируется достаточно надежное представление о своих близких — своего рода «мама или папа в их сознании», — дающие им утешение во время разлуки.

Если речь идет о потере не очень близкого родственника, они могут быть заинтересованы и потрясены этим событием, но, скорее всего, растворят его в своих играх и повседневной деятельности. Если, к несчастью, это смерть кого-то очень важного, они пройдут через такой же процесс горевания, что и взрослые.

Дети в возрасте от 6 до 12 лет

Дети в этом возрасте начинают более зрело понимать смерть и жизнь, осознавая, что все когда-нибудь умрут, включая их самих. Они хотят знать больше о реальной причине смерти — «Почему рак?», «Почему самоубийство?».

Они могут уйти в отрицание, будучи не в состоянии выразить свои чувства. Если создается впечатление, что они в тупике и не могут горевать, им может понадобиться профессиональная помощь от кого-то, кто сможет выдержать их замкнутость — особенно если важные взрослые в их жизни тоже горюют.

В этом возрасте детям нравится чувствовать, что мир — это упорядоченное место, в котором важную роль играют рутина и структура. Они начинают отдаляться от семьи, чтобы завязать важные отношения с другими детьми и школой. Смерть близкого человека может легко отбросить их назад к чувству опасности и к большей зависимости. Они могут чувствовать себя менее спокойно в эмоциональном плане и больше походить на детей младшего дошкольного возраста, которые то погружаются в свои чувства, то отстраняются от них.

Подростки

Подростки полны размышлений о жизни, смерти, «смысле жизни». Но иногда они настолько заняты своей жизнью, что не делают паузу для того, чтобы погрузиться в чувства. Они могут не осознавать их, пряча до тех пор, пока они не всплывут на поверхность в уязвимый период их жизни, который часто случается гораздо позже.

Смерть значимого человека может заставить подростков чувствовать себя особенно подавленными, потому что она противоречит сильной вере в свое будущее и будущее других людей. Они могут чувствовать большую неуверенность как раз в тот момент, когда они начинают процесс сепарации от семьи. Вы можете заметить, что они делают что-то из следующего:

  • уходят в себя и ведут себя как маленькие дети
  • кажутся очень серьезными и отстраненными
  • беспокоятся о переполняющих их эмоциях
  • злятся и протестуют.

Поскольку такие тенденции могут быть частью нормального развития подростка, вам может быть трудно понять, когда следует настойчиво предлагать помощь.

Если подросток справляется со школой и общественной жизнью, а также нормально ест и спит, вы можете подождать, пока нормальный процесс горевания пройдет своим неровным чередом. Поддержка друзей может быть особенно важна в этот момент. Подростки сейчас, как никогда раньше, нуждаются в любви, которую вы пытались дать им все это время. В этот период им также еще больше нужны ограничения, которые вы устанавливаете. Возможно, им захочется поговорить с кем-то вне семьи, кто не будет слишком расстроен, услышав о том, что они чувствуют, но это не является автоматически желаемым или необходимым для каждого подростка.

Травматическая смерть

Дети, которые стали свидетелями одной или нескольких трагических смертей или были вовлечены в катастрофу, аварию или другую травму — включая террористические атаки — могут нуждаться в специализированном лечении. Это также может произойти, если близкий человек умер внезапно, драматично или с применением насилия.

Если в школе произошла трагедия, или школа столкнулась с насилием, родители должны быть готовы к «волновому эффекту” травмы, даже если ребенок не был непосредственно вовлечен в нее.

Родители, учащиеся школы и другие общественные группы могут также нуждаются в помощи. Такой опыт часто бывает слишком шокирующим и разрушительным, чтобы его можно было просто принять, и, возможно, его необходимо будет проработать в течение определенного времени.

Дети, которые наблюдают за ужасающими событиями по телевизору, могут непредсказуемо переключаться между тревогой, волнением, безразличием, навязчивым интересом и нереальностью.

Если у вас есть какие-либо сомнения поводу того, обратиться за помощью или нет — лучше сделайте это.

Признаки того, как дети переживают горе

Оцепенение и недоверие: постарайтесь просто утешить их. Не заставляйте их говорить об этом — возможно, они сейчас слишком напуганы. Будьте терпеливы и успокаивайте их.

Шок: это может выражаться в нарушении сна, невозможности заснуть, боязни темноты и кошмарах. Опять же, им нужно много утешения и терпеливого внимания.

Отрицание: они могут отрицать, что смерть произошла. Отрицание — это необходимая анестезия. Со временем реальность прорвется сквозь их самозащиту. Нет необходимости постоянно «вводить их в курс дела».

Регрессия: под влиянием стресса, вызванного утратой, дети любого возраста могут вернуться к более ранним стадиям развития (так же, как и взрослые) и нуждаться в дополнительной заботе и комфорте. Хотя вы можете беспокоиться по поводу такого поведения, важно попытаться увидеть в нем потребность в заботе и поддержке. Для вас это возможность помочь детям восстановить утраченную безопасность.

Гнев и требования: они могут протестовать с помощью гнева или жалоб — дети постарше и подростки могут сказать что-то вроде «Как он мог меня бросить?» или «Почему врачи не сделали ей лучше?». Постарайтесь признать их гнев. Это очень человеческая реакция — злиться и чувствовать себя брошенным. Это может быть очень трудно для вас, когда вы чувствуете себя измученным и, возможно, сами злитесь и отчаиваетесь. Если вы согласны с чем-то из того, что они говорят, дайте им понять, что вы чувствуете то же самое. Им полезно знать, что они не одиноки в своих чувствах. Разрешите детям плакать.

Перемена в привычках: Дети могут быть беспокойными и неспособными ни к чему адаптироваться. Некоторые дети будут много есть и даже хранить еду, чтобы заполнить пустоту, которую они чувствуют внутри. Другие могут потерять интерес к еде. Некоторые дети начинают грызть ногти, ковырять себя, теребить волосы и так далее.

Отчаяние: они могут чувствовать отчаяние. Опять же, трудно помочь ребенку, который в отчаянии, если вы тоже полны отчаяния, но им не повредит видеть ваши слезы и знать, что вы тоже боретесь.

Чувство вины: Ребенок может чувствовать, что он внес свой вклад в смерть. Вы можете успокоить ребенка, что ничто из того, что он сделал, сказал или почувствовал, не стало причиной смерти. Скажите им, что многие люди чувствуют себя виноватыми, когда умирает кто-то, кого они любят, или думают, не сделали ли они что-то не так.

Воображаемые встречи: они могут искать умершего человека, ожидая его возвращения и даже считая, что видели его на улице. Это нормальная универсальная реакция. Это необходимый процесс, прежде чем дети поймут, что умерший человек никогда не вернется. Возможно, вы сможете мягко помочь им поверить в окончательность смерти, но на это может уйти гораздо больше времени, чем вы себе представляете.

Принятие: в конце концов они поймут, что человек умер. Несмотря на то, что они, вероятно, чувствуют себя очень плохо, и, возможно, ощущают себя одинокими и отвергнутыми, это необходимо — всецело принять тот факт, что человек умер, прежде чем появится возможность отпустить его, сохраняя при этом драгоценные воспоминания.

Жизнь продолжается: однажды дети понимают, что жизнь продолжается и что умерший любимый человек жив в их сознании — важная часть их воображения на все времена. Некоторое «восстановление» может начаться через несколько месяцев, но, если смерть была особенно внезапной и близкой, это займет гораздо больше времени, возможно, годы.

Эти рекомендации могут быть полезны

  • Не существует простого способа избавиться от боли, хотя, конечно, нам хотелось бы этого. Боль — это цена, которую мы платим за то, что любили кого-то.
  • Используйте простые слова, такие как «мертвый» и «умирающий». С маленькими детьми постарайтесь связать это с известной потерей, например, со смертью домашнего животного (которая также может вызвать у ребенка куда большее горе, чем ожидают родители).
  • Дети в возрасте до четырех лет часто думают, что сон и смерть — это одно и то же. Дети постарше тоже иногда так думают. Необходимо объяснить разницу — например, «Когда ты спишь, твое тело работает очень хорошо».
  • Избегайте фраз вроде «Он уснул», или «Она ушла», или «Мы потеряли бабушку». Эти фразы можно спутать с повседневными событиями, что может привести к возникновению страха перед сном, быть брошенным или потеряться.
  • Объясните маленьким детям, что смерть означает, что тело человека, который умер, больше не работает, и что он не чувствует боли. Вашему ребенку нужно помочь понять, что тело никуда не делось, кроме, возможно, кладбища или крематория. Проанализируйте это внимательно, поскольку детям может понадобиться разъяснение того, что происходит с телом. В некоторых культурах дети или члены семьи могут видеть тело после смерти. Это может быть полезно.
  • Посещение похорон и кладбища может быть весьма ценным опытом. Многие дети решат пойти на похороны, если поймут, что это особое время для прощания, воспоминаний о человеке и празднования его жизни. Постарайтесь заранее объяснить, что они увидят в простых выражениях. Например, «Тело находится в ящике, который закапывают в яму в земле» или «Тело отправляется в огонь, а пепел высыпают в землю».
  • Религиозные ритуалы и культурные верования могут быть полезными и утешительными, если они являются частью жизни вашей семьи. Будьте готовы рассказывать историю и отвечать на одни и те же вопросы снова и снова. Важно, чтобы ваш ребенок понял и уяснил суть истории, но будьте готовы к тому, что временами он будет в замешательстве. Дети могут бояться выражать свое горе, опасаясь расстроить вас еще больше, особенно если они думают, что больше некому о вас позаботиться. Вы можете обнаружить, что привлечение другого взрослого для утешения ребенка помогает разделить нагрузку.
  • Ваше собственное горе можно разделить с ребенком, но постарайтесь не перекладывать его на него. Это может дать им ощущение, что для их собственного горя нет места. Родители должны избегать лишения детей их собственного опыта — например, говоря: «Я знаю, что ты чувствуешь». Никто не может знать, что на самом деле чувствует другой человек.
  • Важно, чтобы у ребенка была возможность поделиться своими чувствами о человеке, которого он потерял. Вы можете помочь в этом, например, собрав фотографии или составив рассказ. Умерший человек никогда не бывает «забыт». Они остаются в нашей памяти, иногда на втором плане, до тех пор, пока мы сами живы.

Получение помощи

Несмотря на то, что процесс горевания нормален, иногда вы можете почувствовать необходимость обсудить свои переживания. Возможно, вы захотите обратиться к учителю, медицинскому работнику, терапевту или детскому психотерапевту за поддержкой или руководством для вас или вашего ребенка в это трудное время.

Однако важно не быть необоснованно уверенным, что вашему ребенку необходимо к кому-то обратиться. Это может быть так, но вам также может быть полезно найти поддержку, чтобы подумать о своих собственных проблемах и, возможно, укрепить свою способность помочь ребенку самостоятельно.